(098)

(063)

(099)

330-30-05

grand-toys.ua

Пн.-Вс. С 9-00 до 20-00

info@grand-toys.com.ua

Войти

Регистрация

поиск по сайту
восстановление пароля
0
ГлавнаяНовостиНовости компании • Как научить ребенка читать
left

Как научить ребенка читать

right

Как научить ребенка читать

Как научить ребенка читать? — вопрос, которым рано или поздно задается каждый родитель. Полки книжных магазинов пестрят учебниками и пособиями на любой вкус и карман, в Интернете в свободном доступе размещено большое количество уникальных авторских методик… Как разобраться во всем этом многообразии? И вообще во сколько лет уже можно начать обучение чтению, чтобы в будущем получить хорошие результаты? Давайте разбираться вместе.

Когда начинать

Здесь мнения психологов, логопедов и педагогов разделились. Например, автор методики МИР (система максимально раннего развития) Павел Тюленев считает, что «Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий». У него вообще достаточно радикальный подход к детскому воспитанию. По его мнению, начинать обучение ребенка чтению с 6-7 лет — это катастрофически поздно.

Другой специалист, но уже американский, Глен Доман, который придумал метод целых слов, говорил: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого — намного легче, чем шестилетнего!» С ним практически солидарен известный педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев (метод «Кубики Зайцева»), вот его слова: «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».

Но вот ведь незадача. Оказалось, что детишки, которых слишком рано научили читать, в большинстве своем столкнулись с проблемами в социальном развитии. Психологи выяснили, что таким малышам очень трудно пришлось в детском коллективе в саду. А все из-за того, что они пропустили один из этапов своего развития, в котором формируются навыки социализации, поскольку учились в это время читать! Кроме того, логопеды обнаружили, что такие малютки совсем не понимают смысла прочитанного текста, они просто научились правильно складывать определенные «символы» в слова.

Кого же слушать? Когда начинать учить ребенка читать? — спросите вы. Предлагаем руководствоваться здравым смыслом. Согласитесь, никто не знает вашего ребенка лучше вас, а значит определить, когда можно начинать обучать чтению своего малыша можете только вы сами. Как? Есть определенные физиологические признаки, выделенные психологами, которые помогут вам сориентироваться:

  1. Ваш ребенок уже разговаривает предложениями.
  2. Фонематический слух достаточно развит. Как его определить? Если малыш в состоянии выделить общий звук в нескольких словах (например, «ш» в словах «кошка, шубка, мышь»), или подобрать слово на заданные вами буквы (например, попросите ребенка подобрать слово, начинающееся на букву «к» и заканчивающееся на «а»), то он готов к обучению.
  3. У ребенка отсутствуют серьезные логопедические проблемы.
  4. Ориентация в пространстве сформирована на определенном уровне — кроха различает «право» и «лево», «верх» и «низ» и так далее.

Если все четыре признака наблюдается у вашего ребенка, можете смело приступать к обучению. По статистике большинство детей готовы к этому уже примерно к пяти годам.

Речевые центры чтения развиваются к 6-7 годам. То есть, нужно или не нужно учить малыша читать раньше — это уже выбор каждого родителя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Методы обучения чтению

Несмотря на разнообразие методик, решающих вопрос как научить ребенка читать, среди них выделяют всего три направления, три способа обучения, три разных подхода, в каждом из которых есть минимальная единица чтения.

Звуковой метод

Это традиционная, знакомая нам и поэтому понятная методика. Вспомните, раньше только так учили читать детей от 3 до 6 лет. Минимальная единица здесь — звук и буква. Сначала ребенку называют звук, а потом показывают соответствующую букву. Плюс этого метода: он не только учит правильному чтению, но дает и более грамотный звуко-буквенный анализ, и осознание прочитанного текста. Минус: определенная сложность в построении звуков в слоги. Посудите сами, почему вдруг, например, из звуков «д» и «о», получился слог «до»…

Теоретически сюда можно отнести и уже упомянутую нами систему максимально раннего развития Павла Тюленева. Он предлагает показывать карточки с буквами и называть их с самого рождения! Однако есть одно условие — в поле зрения ребенка при этом ничего не должно попадать. Готовы ли вы к такому радикальному «воспитанию»?

Метод целых слов

Еще один способ для обучения «с пеленок». Минимальная единица чтения здесь — целое слово. Суть в том, что ребенку показывают карточки со словами, которые он должен запомнить. Со временем, малыш начинает узнавать эти слова везде — на вывесках, в книгах, в надписях на упаковках и так далее…  Методика обучения целыми словами была очень популярна в 90-е годы. Преимущества ее в том, что ребенок вроде как быстро накапливает словарный запас. Но, тем не менее, не каждый малыш может запомнить информацию в таком объеме. Кроме того, очень многие дети эти слова не узнают, если они написаны другим шрифтом или цветом.

Придумал способ американский ученый Глен Доман. Практика показала, что его метод отлично подходит для обучения чтению глухих малышей. В англоязычных странах он также популярен, так как слова там не изменяются по родам и падежам. В русском же языке существует большое количество словоформ, которые также нужно запоминать отдельно. Иначе ребенок в последствии не может или даже не хочет изменять слова правильно по числам, родам и падежам.

Метод чтения по складам

Этот способ известен в России очень давно. Еще Лев Николаевич Толстой заметил, что самая минимальная единица чтения является не звук и буква, а склад. Кстати, он же отрицал звуковой метод, который начал проникать в Россию во второй половине XIX, так как считал его неестественным и противным «духу русского языка и привычкам народа».

Данный метод опирается на так называемые склады — это сочетание согласных и гласных букв (ПА, МА, СЕ, КУ и так далее). Также лингвисты считают, что из складов состоят и одиночные согласные и гласные буквы. Попробуйте произнести Б: сначала вы сжимаете губы в трубочку, а потом выдыхаете воздух — получается склад — согласный плюс гласный. Тоже самое с гласными. Вы сначала напрягаете определенные мышцы, чтобы произнести букву А, а потом уже выдыхаете струю воздуха — и снова склад: опять сочетание согласного и гласного звуков.

Кстати, достаточно распространенные сейчас «Кубики Зайцева» основаны как раз на методе обучения по складам. Правда сам автор этого способа — питерский ученый Николай Александрович Зайцев — привнес в него много своих уникальных разработок. Так, он поместил склады на кубики и в таблицы. С помощью них ребенок в игровой форме учится читать. Однако Зайцев ставит своей задачей показать ребенку лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Плюсы этой методики в том, что ребенок сразу воспринимает слог как единицу чтения. Но есть и минусы: не все дети потом могут отличить звук от целого слога — когда их просишь выделить звук, они называют целый слог, который прочитали.

Несмотря на то что у каждого метода есть свои плюсы и минусы, специалисты считают, что традиционный звуковой на сегодняшний день пока самый лучший. И действительно, многие родители в поисках ответа на вопрос как научить ребенка читать, пробуют разные способы, но часто возвращаются к первому, давно принятому в нашей стране.

Общие принципы

Итак, начинаем учить ребенка чтению. Сначала мы знакомим его со звуком, просим найти этот звук среди других, а также в слове, определить позицию этого звука в слове (начало, середина или конец).

Не заставляйте ребенка запоминать каждую букву, закрепляя картинкой: А — аист, Б — баран. Этот способ хорош только для запоминания азбуки, но не для обучения чтению. Посудите сами, у ребенка откладывается в голове, что М — медведь, а А — аист. В итоге, малыш путается — получается, что из чередования «медведя» и «аиста» выходит слово МАМА.

Родители, которые не знают как научить ребенка читать, знакомят его сначала с буквами. Он запоминает их название: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ… Но когда буквы начинают складываться, то простое слово МАМА звучит как эМАэМА, малыш не понимает какое слово прочел. Показывая буквы, их обязательно нужно называть так, как они звучат. Если в алфавите мы, к примеру, называем эМ, то ребенка учим, что это Мммм, потому что нам нужно будет потом соединить ее с гласным звуком и прочитать с гласной буквой. Пусть процессы узнавания букв и соединения их в слоги идут у вас параллельно — так будет легче научить ребенка.

Очень важно прочитывать слово так, как оно написано, чтобы не было оглушений звонких согласных, замены звука О на А в безударной позиции и так далее. Написано МОЛОКО, значит и ребенок должен прочитать также, а не МАЛАКО, как принято произносить.

Когда мы только знакомим малыша с буквами, желательно, чтобы они имели четкие очертания без каких-то дополнительных витиеватостей, украшательств, элементов. Учитывайте это при подборе азбук и букварей.

Для закрепления навыков и осознанности чтения нужно давать ребенку возможность составлять слова из букв разрезной или магнитной азбуки. Также учтите, что малыш быстро утомляется, поэтому не стоит его заставлять часами читать толстую книжку сказок народов мира.

Правила обучения чтению

Если вы самостоятельно решили научить ребенка читать, то следуйте определенным правилам:

  • помните, что применять сразу несколько методик обучения очень опасно;
  • не используйте методики частично, например, будет ошибкой в системе Зайцева учить одними кубиками, или одними таблицами;
  • неукоснительно соблюдайте все рекомендации автора выбранной вами методики;
  • создайте малышу комфортную среду для обучения;
  • следите за тем, чтобы вашему ребенку нравился сам процесс.

8.02.2018